С марта 1998 по январь 2005 года «под крылом» редакции вещала Сосново-Озерская телестудия. Это был один из ярких и захватывающих периодов нашей истории. Дикторами в те годы работали Соелма Очирова и Мария Ханхасаева. Они поделились личными воспоминаниями о том, как проходил выпуск телепередач, так как никаких видеоархивов в распоряжении редакции нет. Созданная в январе 1998 года телестудия была частью районного отдела культуры и после её закрытия оборудование, и весь отснятый материал остался в РДК. Поэтому в данной статье мы будем опираться на собственные воспоминания и рассказы непосредственных участников творческого процесса, связанного с телевидением. Конец 90-х и начало двухтысячных годов было нелегким временем, в котором мы боролись с трудностями, становились специалистами и передавали новости вместе – газетчики и телевизионщики. На рубеже веков в нашем озерном крае выходили передачи местной телестудии. В ту пору в большинстве домов стояли черно-белые телевизоры. А рогатые самодельные антенны старались поднять как можно выше, чтобы поймать кабельное телевидение. Еравнинцы приступили к подготовке собственного вещания после того, как завершился монтаж оборудования. Можно представить, как волновались люди, своими руками устанавливая сложную аппаратуру в районной телестудии, как добивались четкого изображения и делали первый показ.
- Я начала свою трудовую деятельность в телестудии с момента её образования, - рассказывает Соелма Очирова, педагог дополнительного образования Центра детского творчества. – Помню, отдел культуры искал диктора и объявил конкурс. Я приняла в нем участие и прошла отбор. Начинала работать редактором и диктором вместе с оператором Булатом Цыденовым. Дежурными техниками тогда были Юрий Тышкенов, Галсан Тулгатуев и Баирма Верхотурова. Позднее оператором и редактором стал Батор Санжиев. А потом телекамеру взял в свои руки и Иван Верхотуров. Готовить новостной материал мне помогала заместитель главного редактора газеты «Ярууна» Марина Цыреторовна Хамнаева, которая серьезно повлияла на формирование стиля работы студии. С ней мы обсуждали тематику каждого выпуска. Вместе с сотрудниками редакции выезжали на поля, освещали пахоту, уборочную кампанию, зимовку скота, сенокосную страду. И по сей день я с благодарностью вспоминаю главного агронома Николая Цыдыповича Агванова, к которому можно было обратиться с любым вопросом, будь то закупка зерна для посевной, или уборка урожая, и всегда получить от него полную и исчерпывающую информацию. В эфир мы выходили на полчаса два раза в неделю во вторник и пятницу. В своих репортажах рассказывали обо всем, что было интересно и актуально на тот период, от приемки школ до спортивных достижений земляков. Очень приятно было слушать положительные отклики от аудитории. Когда начинало вещать местное телевидение, зрители завороженно смотрели новости о жизни района. Большой популярностью у еравнинцев пользовалась программа «Примите наши поздравления», которую мы выпускали по пятницам. Всем очень нравилось, что с экрана можно поздравить с юбилеем или праздником друзей и родственников и включить их любимую песню. Люди очень охотно отправляли в студию свои заявки.
- Я пришла работать в телестудию диктором после Соелмы Очировой, - вспоминает адвокат Мария Лошкарева (Ханхасаева). - Это первая запись в моей трудовой книжке. Редактором газеты «Ярууна» тогда был Александр Иванович Сальвассер. Он собирал журналистов, телевизионщиков и печатников на рабочую летучку и давал задания. Я работала в кадре. Обычно загорался красный огонек телекамеры и начиналось волшебство. Было очень интересно окунуться в творческий процесс съемки и монтажа видеосюжетов. Это сегодня снимать видео взяв в руки смартфон умеет каждый ребенок. А тогда снимать на камеру для телестудии могли только два человека – Батор Санжиев и Булат Цыденов. В скромной по техническим возможностям, но полной планов и идей монтажной появлялись наши репортажи. Часы упорного труда уходили на создание тридцатиминутного эфира. Прежде чем появиться в кадре, операторы придумывали для меня интересные локации. Помню, как брала интервью у Саяны Халзановой на берегу озера, сидя в лодке. Потом, когда сюжет вышел в эфир, было очень интересно наблюдать за собой со стороны. А один раз операторы были в городе по делам студии, поэтому пришлось взять камеру самой и отправиться на съемки вместе с председателем колхоза «Хорга» Михаилом Эрнестовичем Жамбалдоржиевым. В тот год хозяйство серьезно пострадало от нашествия саранчи, и моя задача была поймать в кадр тучи этих насекомых-вредителей. Вот тогда я в полной мере ощутила, какая тяжелая у операторов работа. Отмечу, что Батор Санжиев сам писал сценарии и готовил передачи молодежной тематики, так как хотел привлечь к нашим эфирам молодую аудиторию. Планов было много. И сегодня интересно об этом вспоминать.
Некоторые сюжеты наших телевизионщиков попадали в эфиры БГТРК. В январе 2005 года телестудия прекратила свое существование. Проблемы, связанные с лицензией на вещание, преодолеть так и не удалось. А жаль…
Снежана Серебренникова.
Фото Юрия Шапеева.